среда, 20 января 2010 г.

Каббалистический ключ к системе Таро


У многих из нас, когда произносится слово «каббала», возникает зрительный образ седовласого старика. В небольшой темной келье тусклая свеча освещает полку с грудой запылившихся книг. Отшельник склоняется над столом, на котором лежит раскрытой одна очень старая редкая книга, и усердно познает тайные письмена. Сквозь маленькое оконце пробивается лунный свет. Лучик искрится в стеклянной колбе, наполненной серебристой светящейся жидкостью…


Быть может это так называемый Эликсир Жизни, а мудрец как раз сейчас выводит недостающую формулу Вечной Любви и Счастья?… Кто он – этот древний каббалист. Святой?… Философ?… Мистик?… Маг или алхимик?… Или простой иудей, лишенный своей Родины?…

И что мы знаем об этом Тайном учении под названием «Каббала»? Многие спорят о ней как о науке и как о религии, путают с магией и мистицизмом. А есть и такие, которые считают ее обычной профанацией или даже вредной греховной ересью. Как мы видим, существует множество мнений и еще большее количество заблуждений. Давайте попробуем сами заглянуть в глубину истории и разобраться в этом странном и удивительном учении. Тем более что именно сейчас, в наше время, оно из глубины веков всплывает на поверхность общечеловеческого информационного моря накопленного жизненного опыта.

Возникновение Тайного Знания 


Каббала буквально переводится как «получение», «предания». В отличие от мистики и магии исследователи считают ее теософским эзотерическим учением евреев. Каббала предпочитает как инструменты своего развития; пути познания; божественного созерцания размышления и молитвы. Она стремится постичь скрытый глубинный смысл Торы и других священных книг, заключающих, по мнению каббалистов, символическое описание Бога и Божественных процессов. Вместе с тем Каббала, как и мистика, стремится приподнять завесу таинственного, использует при этом систему символов как средство выражения активного сознательного и подсознательно-интуитивного мышления. Существуют несколько книг, особенно почитаемых древними иудеями. Главная из них – Тора. В нее входит Пятикнижие Моисея, входящее в Ветхий Завет. Тора является телом иудейской традиции и признается ортодоксальным религиозным учением. Бытует мнение, что если Тору будут читать невежды, то даже они способны извлечь пользу для жизненной практики. Вторая почитаемая книга называется Талмуд. Он представляет собой комментарии, написанные к Торе. Талмуд считают «разумной еврейской душой». Изучающий его может получить пользу от самого изучения в процессе осмысления. Третья составляющая – Каббала являет собой сокровенную суть, а также помогает в глубинном понимании предыдущих двух. Ее называют «бессмертным еврейским духом».

Мудрецы всегда рекомендовали с помощью нее медитировать. Поэтому Каббалу часто сравнивают с восточными практиками, называя Западной Йогой. Сами же каббалисты считают, что древние знания были получены от самого Создателя. Они убеждены, что тайная наука была известная святым ангелам и Богу еще до создания Вселенной. Ее мифологический аспект свидетельствует, что после того, как были созданы первые люди – Адам и Ева, – они впали в немилость в Эдемском саду. И Ангел научил их, как можно восстановить утраченную связь – Милость Бога. Уже значительно позже знание, полученное Адамом, было забыто его потомками. После библейского Великого Потопа Бог создает радугу как знак соглашения с человечеством и снова раскрывает тайное знание. На этот раз Ною и его сыновьям. Но впоследствии оно также было утрачено. И в следующий раз Ангел открывает тайну теперь уже перед Авраамом. Далее, по преемственной связи, все переходит к Исааку, затем к Якову. Но евреи теряют последующую передачу во время своего пребывания в Египте. Однако связь до конца не оборвалась. Учение вновь было открыто Моисею. Он провел в молитве на вершине горы Синай 40 дней и получил от Бога две каменные плиты с Декалогом (10 заповедей) – в правую и левую руку.

Мистический аспект заключается в том, что одна из двух скрижалей (правой руки) была разбита из-за нарушения народом Израиля заповеди: поклонением идолу – золотому тельцу. И когда Моисей вновь восходит на вершину горы, то Бог больше не позволяет раскрыть все секреты Каббалы большинству. Пока еще неготовому и несовершенному народу Израиля – как маленьким детям были даны только левосторонние скрижали. Они представляют собой воспитательные указания-запреты, 10 заповедей, которые люди обязаны выполнять в своей жизни, чтобы подготовиться к воссоединению с Творцом. Вот так возникла письменная Тора – святое писание иудеев. Моисею же было поручено передать все секреты Каббалы своему брату – первосвященнику Аарону и будущим другим еврейским посвященным.


Первые сакральные практики. Меркаба. Попробуем заглянуть под витиеватый мифологический покров иудейской религии – в суть каббалистического учения. Несмотря на тесное переплетение с исторической спецификой израильского народа, Каббала – это своеобразный инструмент духовного постижения. Она обладает уникальной техникой раскрытия систем макро- и микрокосмоса. Широкую известность приобрела ранняя иудейская медитация под названием Маасе Меркаба (Рассказы о Колеснице). Древние формы оккультного познания именовались как Гекалот, что означает «Восхождение».

На иврите Меркаба – название трона Господнего. Цель мистической практики заключалась в возможности «подняться (в духе) и лицезреть Бога на своем троне». Конечным достижением – апофеозом мистического достижения – являлось слияния с Высшей Божественной сутью. Первым мистиком Меркабы был пророк Иезекииль. Он получил в медитации в свое распоряжение транспортное средство, при помощи которого совершил путешествие на небеса. На своей огненной крылатой колеснице, запряженной четырьмя мистическими животными, Иезекииль прошел семь состояний сознания, именуемых Гекалот. Он настолько ясно и тщательно их описал, что последующим искателям было заранее известно, что и как предстоит испытать. При условии достаточного погружения в медитацию перед взором должен был предстать восседающий на троне образ Адама Кадмона.

Космический человек – образ которого был отражением самого искателя. Систематизированное описание «Восхождения» впервые встречается в собрании каббалистической общины в шестом века до н. э. Метод Меркабы состоял в сосредоточении на рисунках, подобных буддийским мандалам. На этих рисунках изображались Гекалот – небесные чертоги, ведущие к Престолу. Для визионерских техник, разработанных мистиками Меркабы, характерна направленность на внетелесный опыт. В отличие от других приверженцев духовных поисков, каббалисты устремляли свой взор не вовне, а внутрь себя и своих эмоциональных состояний. Таким образом происходило расширение духовного индивидуального сознания. Известны также другие вспомогательные средства для приведения в определенное экстатическое состояние. Наряду с этим использовались традиционные молитвенные практики.

Техника перестановки букв священного имени Бога, пение, танцы, жертвенные воскурения. Трубление в бараний рог «шофар» – игра на музыкальном инструменте древних евреев. Экстатическим видениям предшествовали долгие подготовительные месяцы и годы тренировок, состоявших из очистительных обрядов и постов. Учение повсеместно адаптировалось к культурным, политическим и географическим особенностям. Это приводило к чрезвычайному разнообразию приемов и методов, но всегда существовавших в рамках единой цельной традиции. Пестрый покров еврейской духовности прошит единой нитью, которая связывает деятельность как древнего каббалиста, так и его современного последователя.

Тора как объект для медитаций. Возвращаясь к истории возникновения сообщества, называемого «народом Израиля», необходимо отметить, что Синайское Откровение было даровано не только одному духовному лицу (Моисею), а и целой общине евреев, насчитывающей 600 тысяч душ. Это действительно уникальный беспрецедентный случай всеобщего просветления, зафиксированный в истории человечества. Столь массовое духовное озарение при горе Синай запечатлелось в душах потомков на все последующие тысячелетия. Каббалисты не сомневались, что Тора – это непрерывное духовное откровение, которое может испытать каждый желающий. Ее мудрость – Вечный Свет Создателя, способный развиваться и распространяться дальше. С характерной для Ближнего Востока тягой к пышным образам в повествовании каббалисты-мистики с помощью образов Торы разработали систему бесчисленных путей и тропок, ведущих к божеству. Эти образы должны пониматься как своего рода карта с маршрутом мистического путешествия к Богу.

Продвижения Авраама, Исаака, Моисея в Землю Обетованную – своего рода карта духовного подъема. Уровни постижений определенных состояний, записаны в Торе как жизненные обстоятельства и ситуации, в которые попадают иудейские патриархи. Но затем, в ходе истории, духовные состояния меняют свое значение, способствуя переменам в коллективном сознании еврейского народа.

Толкование Торы существует на четырех уровнях; буквальном (пешат), моральном (ремез), аллегорическом (дераш) и в тайном (сод). Соединение первых четырех букв этих еврейских слов дает акроним «Пардес», что переводится как «сад». Эдемский сад Жизни – место, где появился первый духовный человек – Адам Ришон. На самом деле имеется в виду определенное состояние медитирующего человека в близости к Богу. Осознание достигается посредством экстатического опыта в медитации. Примером вхождения в Сад Истины стал знаменитый рабби Акива, живший вначале первого тысячелетия н. э. Рабби Акиве удалось в совершенстве овладеть этим путем. Он умел уходить и возвращаться, то есть поддерживал гармоничное равновесие между духовной и обыденной жизнью.

Каббалу считают Устной Торой в отличие от письменного библейского повествования, записанного на иврите. Передача из уст в уста означала прямую связь учителя с учеником. Нетрудно предположить, что в момент прямого контакта происходил не только обмен опытом, но и передача энергетических потоков. Довольно часто мы сталкиваемся с этим необходимым условием в индийских, китайских восточных практиках. Древние учителя обладали высоким духовно-вибрационным потенциалом, который настраивал учеников на тонком уровне. Скорее всего, так происходило и в обучении Каббале.

Специфика и трудности медитации. Многие поколения каббалистов довольно успешно практиковали и описывали собственные состояния. Но язык трактатов был чрезвычайно труден для обычного понимания. Таким образом знание охранялось от профанов. В довольно отвлеченных метафорах, мистики рассказывали как можно: «пребыть в Небытии», «прилепиться к Богу» или «потеряться в Безграничной Бесконечности». Другой хасидский вероучитель, известный под прозвищем Магид из Межирича, объяснял, что «...человек должен отторгать свое «я» от тела до тех пор, пока не пройдет через все миры и не станет единым с Богом...». Как видим, «устремленность к абсолютному небытию» во многом пересекается с йоговскими и буддистскими духовными школами. Великие учителя прошлого глубоко постигали человеческую психику и многообразные ловушки, расставленные на пути постижения. Столкнувшись с ангелами и демонами своей собственной души, они осознавали трагические последствия, к которым может привести преждевременное погружение в глубину подсознания.

Первый опыт рабби Акивы стал уроком в назидание для будущих испытателей. По преданию, рабби Акива вместе с тремя соотечественниками практиковал эту сложную форму вхождения в Пардес – в Сад Истины. Техника требовала исключительного сосредоточения и чистоты духовных помыслов. Для трех остальных единомышленников все кончилось плачевно. Один раввин умер во время этих занятий, другой сошел с ума, а третий отступил от веры. Только один Акива вышел целым и невредимым, достигшим высочайшей ступени духовного подъема. Какими бы ни были экстатические видения, великолепными или ужасными, все они не более чем порождения ума самого созерцателя. Столкнувшись ангелами и демонами своей собственной души, практик мастерски использовал особые приемы, к примеру: если на пути возникала преграда – образ демонического стража, искатель призывал на помощь образы Суда Господня. Помещая визуализацию Суда перед своим взором в виде ярко светящейся красной сферы, каббалист повторял священное имя Адонаи до тех пор, пока пугающий образ не растворялся до конца. На другой ступени медитации созерцателю следовало вызывать в себе внутреннее видение яркого света и отождествлять его с ризой, в которую облачился Господь. Аналогичные световые образы мы встречаем в восточных школах медитации, где яркие вспышки ослепительного света указывают на определенные успехи по пути к просветлению.

Каббалистических учеников предупреждали о необходимости внимательно следить за изменениями в дыхании, смотреть, не появилась ли у них испарина, дурнота или головокружение. Авраам Абулафия предостерегал: «...После многих движений и сосредоточений на образы и состояния волосы на твоей голове встанут дыбом, кровь твоя вострепещет, все тело твое будет охвачено дрожью. И трепет падет на все твои члены, и ощутишь ты в себе некий новый дух, укрепляющий тебя, пронизывающий все твое тело, подобно благовонному маслу, умащающему тебя с головы до ног». Очевидно, что усиленные психотехники приводили практиковавших последователей Каббалы к активизации энергетики, раскрытию чакр и дальнейшей трансформации сознания.

Помимо устной передачи тайной части духовного учения, происходившей от учителя к ученику, еврейские мудрецы оставляли и письменные свидетельства. Одной из ранних каббалистических рукописей считается «Разиэль Малах», в переводе Тайный Ангел. Может быть, для некоторых будет удивительно, но по преданию эта книга была написана Адамом. Адам написал её как не ощутимое органами чувств, но раскрывшееся ему внутреннее постижение системы мироздания. Это – первый каббалистический источник с рисунками, чертежами. Сложность «Разиэль Малах» заключалась в том, что последователь Каббалы должен был к тому времени раскрыть определённую ступень в практике и уже знать основу каббалистических понятий. К примеру: Каббалистическая Ева – женщина означает человеческое желание. Именно эта часть, подвергается дальнейшему искушению – использовать духовное знание Древа добра и зла в эгоистических целях, что приводит к искажению духовного пути. Дьявол-гордыня уводят от Света истины – духовного просветления. Отход от Древа жизни лишает их развития, приводит к возникновению тяжелых жизненных условий – Наказание Бога (кармы).


Следующий трактат «Сефер Йецира» (Книга Творения) принадлежит праотцу Аврааму. Выходец из Вавилона, он родился в семье жреца языческого культа. Маг Авраам является отцом еврейского народа и основателем новой религии, следующим витком в развитии Каббалы. В «Книге Творения» сформулированы фундаментальные знания, полученные Авраамом в его пророческих видениях. Весь свой опыт Авраам передаёт сыну – Исааку.

Один из вариантов «Сефер Йециры» был получен от каббалиста рабби Акивы. Трактат, состоящий из 6 глав, рассказывает о сотворении мира, о времени и душе человека. В первой главе говорится о 10 сефирах – основах мироздания. Впервые возникает понятие «Древо Сефирот» в следующих главах речь идёт о 22 буквах еврейского алфавита, связь противоположностей Добра и Зла. 22 буквы перекликаются с Великими арканами Таро. Шут – Алеф связан с начальной буквой еврейского алфавита. В образах карт ярко просматриваются библейские сюжеты: Башня – падение Вавилонской башни; возлюбленные – Адам и Ева; Дьявол-грехопадение – образ искусителя человечества. Жрец и жрица – служители египетского культа; маг – отзвук великих магов Вавилона (один из которых Авраам). Повешенный – магические, духовные жертвоприношения, отшельник – образ святого, пророка. Император и колесница – Царь-победитель (царь Давид, Соломон, фараон). Колесо фортуны – единство добра и зла (круг перевоплощений). Наконец шут – сумасшедший гений, существующий на стыке двух миров. Просветленность мира Высшего Духа с материальной позиции выглядит как глупость и безумие и наоборот. Алеф – начальная буква, имеет значение чего-то высшего, значимого – это пропуск между мирами. В имени Авраам (так же Адам) изначально присутствовали 2 буквы, затем была добавлена Творцом еще одна.

В книге «Зоар» ((ивр. ספר הזוהר — «Сэфер хa-Зohap», от ивр. זהַר , сияние) есть притча о буквах алфавита, где буква Алеф, скромно стоявшая перед Творцом, была удостоена высшей награды. Бог утверждает: что через Алеф он будет проявлять свою творческую волю. «И без неё ничто не сможет быть…» Сейчас трудно говорить о происхождении Великих арканов Таро. Возникновение карт связывают с египетскими мистериями, находят индийские, цыганские, арабские корни. Но почти все единогласны в том, что в Великих арканах закодирован некий таинственный ключ к Высшему знанию. Древние цивилизации прекратили своё существование, ушли в прошлое. Но надо отдать должное иудейским мудрецам, что им удалось сквозь века сохранить и передать великую мудрость предков. «Белые пятна» в частично утраченных духовных практиках, могут быть заново открыты благодаря наследию Каббалы, как наиболее ценное, выдержанное тысячелетиями вино, вкус которого ощущается в притчах Иисуса. Не случайно его притчи возникли на этой благодатной почве и подарили миру Свет истины.

Древо Сефирот (см. рисунок). Наиболее тщательно разработанную карту для медитативных путешествий представляет собой Древо Сефирот. Само Древо изображается в форме древесного ствола (правая сторона считается мужской, а левая – женской). На Древе 10 взаимосвязанных ветвей, каждая из них, как голографическое изображение всех остальных, включающая в себя их качества. В «Зоар» говорится: «Бог есть объединенное единство… Всё связано со всем, вплоть до последнего звена; Он присутствует внизу так же, как наверху, как в небесах, так и на земле. И нет ничего иного…» Бог недоступен ни чувствам, ни воображению и говорить о нем возможно лишь как о небытие. Божественный свет протекает через сефиры, подобно потоку чистой воды. Из невидимой изначальной точки (из бесконечной пустоты) расположенной над Древом, энергия устремляется вниз, принимая форму молнии. И в таком виде входит в сефиру Кетер (Венец Всевышнего). Это самая близкая сефира к Эйн Соф – Его изначальная идея творения. «… Отца моего не видел никто…» – утверждал Иисус. Его можно только познать. Но весь Его замысел человек не в силах понять, так как не может охватить всю мудрость Всевышнего.

Между сефирой Кетер/Венец и следующей Хохмой/Мудростью расположена точка Йеш – Бытие, это именуется как Бытие из Небытия и наивысшая точка мира Ацилут (Мира творческих идей) – близкого к Эйн Соф (Миру бесконечности). В Ацилут находится фигура Адама Кадмона – прообраза космического человека. Точка Йеш соответствует наивысшему человеческому познанию, а также нулевому аркану Шут. Мужская сефира Хохма (Мудрость) – аркан Маг и женская сефира Бина (Понимание) – аркан Жрица. Триединство Высшего разума: Кетер, Хохма и Бина – это инструмент познания, благодаря которому творение может достичь Творца.

Сефира Кетер – Венец. На Древе: центральная верхняя точка. Качество: внутренняя гармония. Части тела: темя. Священное имя: ЭХЕЙЕ, соединение с точкой бытия (Йеш). Чакра – Сахасрара. Аркан Таро ШУТ.
Сефира Хохма – Мудрость. На Древе: правая мужская сторона. Качество: информация, мудрость, интеллект. Часть тела: мозг, правое ухо. Священное имя: ЯХ. Чакра: Сахасрара – Аджна. Аркан Таро МАГ.
Сефира Бина – Понимание. На Древе: левая женская сторона. Качество: усвоение информации, обучаемость, мышление. Часть тела: мозг, левое ухо. Священное имя: ЙОД-ХЕ-ВАВ‑ХЕ (ЭЛОХИМ). Чакра: Аджна, Бинду. Аркан Таро ЖРИЦА.
Сефира Даат – Скрытая Сефира. На Древе: центр ствола, под Хохмой и Биной. Качество: воплощение творческой идеи в жизнь. Часть тела: гортань. Чакра: Вишудха. Аркан Таро ИМПЕРАТРИЦА.

Из мира Ацилут Божественный свет опускается в более плотный мир Брия, под Брия находятся ещё более материальные миры Йецира, а затем и наш проявленный земной мир Асия. В этих мирах находятся 7 нижних сефир – 7 дней творения.
Охраняемый ангелом Метатроном этот мир служит мостом между высшим и низшим. Ангелы в Каббале – это одеяние Бога – божественные силы. Они участвуют в творческом процессе следующего уровня миров.

К миру Брия относятся 2 сефиры:
Сефира Хесед (Милосердие). На Древе: правая мужская сторона. Мир Брия (Творение). Качество: милосердие, сочувствие, сострадание. Часть тела: правая рука. Священное имя ЭЛЬ. Чакра: Анахата, Вишудха. Библейские персонажи: Авраам. Аркан Таро ИМПЕРАТОР.
Сефира Гебура (Суд). На Древе: левая женская сторона. Мир: Брия (Творение). Качество: внутренняя сила, строгость, самодисциплина. Часть тела: левая рука. Священное имя ЭЛОХИМ. Чакра: Анахата, Вишудха. Библейские персонажи: Исаак. Аркан Таро ПАПА.

Следующий мир Йецира. Он ещё глубже погружен в материю и, следовательно, более доступен человеку. Йецира соответствует Эдемскому саду, где человеческое начало (Адам) соединялось с божественным до падения в мир Асия. Центральная сефира Тиферет (Красота) представлена как сын предыдущих двух сефир: Хесед и Гебура. И является центром мирового Древа. Сефира считается доступной для молитв, как объект её используют в ежедневных медитациях. Сефер Иецира, шестнадцатый параграф четвертой главы:

 "Из двух Камней складываются два Дома. Из трех Камней складываются шесть Домов. Из четырех Камней складываются двадцать четыре Дома. Из пяти Камней складываются сто двадцать Домов. Из шести Камней складываются семьсот двадцать Домов. Из семи Камней складываются пять тысяч сорок Домов...."

Сефира Тиферет (Красота). На Древе: центр ствола. Мир Йецира (Формирование). Качество: самосознание. Часть тела: сердце. Священное имя: ЙОД-ХЕ-ВАВ‑ХЕ. Чакра: Манипура, Анахата. Библейские персонажи: Яков. Аркан Таро ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ.
Сефира Нецах (Великолепие). На Древе: правая мужская сторона. Мир Йецира (Формирование). Качество: решимость, целеустремлённость. Часть тела: правая нога. Священное имя: ЦЕБАОТ. Чакра: Манипура, Свадхистана. Библейские персонажи: Моисей. Аркан Таро КОЛЕСНИЦА.
Сефира Ход (Величие). На Древе: левая женская сторона. Мир Йецира (Формирование). Качество: гибкость, согласие. Часть тела: левая нога. Священное имя: ЭЛОХИМ ЦЕБАОТ. Чакра: Свадхистана, Манипура. Библейские персонажи: Аарон. Аркан Таро СПРАВЕДЛИВОСТЬ.
Сейфира Йесод (Основание). На Древе: Центральный ствол. Мир Йецира (Формирование). Йесод – это нижний передатчик энергии. Символизирует возможность подняться в высшие уровни сознания. Качество: духовное устремление, праведность. Часть тела: половые органы. Священное имя: ШАДАИ. Чакра: Свадхистана, Муладхара. Библейские персонажи: Иосиф. Аркан Таро: ОТШЕЛЬНИК.

Последний мир Асия (Материальный), самый доступный человеку из эманаций Бога.
Сефира Малхут (Царство) символизирует священную Природу творения, воплощает собой женский аспект Божества. В нижней части нашего мира помещается еще одно царство Клипот (оболочек) – дисгармоничных энергий. Они возникли из «разбитых сосудов» – первозданных форм в мире Адама Кадмона. Когда Бог ради акта творения сжал и ограничил Божественный свет, сосуды разбились и Божественные искры из мира Ацилут «… опустились на дно миров. Осколки-скорлупы преобразовались в четыре элемента – Огонь, Воздух, Воду и Землю. Из них развились минералы, растения, животные и человек. Часть божественных искр осталась в разнообразных формах существования и скрыто пребывает в них. Нам надлежит стремиться к освобождению этих потаенных искр, вознося их к святости силой нашей души…». 

Сефира Малхут/Царство на Древе: низ центрального ствола. Мир Асия (Действие). Качество: восприимчивость. Часть тела: стопы. Священное имя: АДОНАИ. Чакра: Муладхара. Библейский персонаж: Царь Давид. Аркан Таро Колесо фортуны.



изложено 20 января 2010 года
прямая ссылка http://likagordasky.blogspot.com/2010/01/blog-post_17.html


© likagordasky
Free counters!

Комментариев нет:

Отправить комментарий