воскресенье, 23 декабря 2007 г.

что такое дивинация (ворожіння)


Ворожіння або Дівінація (від латинського divinare "передбачення, натхненне богом", також пов'язано з Divinus "божественне") є спробою отримати уявлення про питання або ситуації шляхом окультного ритуалу або з стандартизованого процесу. Використовується в різних формах протягом всієї історії, віщуни з'ясовували свої інтерпретації: наприклад, хтось викликає духа або повинен виходити від читання знаків, подій або прикмет, або через передбачуваний контакт з надприродним. Ворожіння можна розглядати як системний метод, за допомогою якого організовується, по всій видимості, ті розрізнені випадкові межі існування — такі, що забезпечують розуміння проблеми під рукою. Але різниця має бути зроблена між віщуванням та ворожінням: гадання носить формальний або ритуальний елемент і часто містить більш соціальний характер, як правило, в релігійному контексті, як це видно в традиційної африканської медицині. Ворожіння, з іншого боку, є більш повсякденною практикою в особистих цілях. Конкретні способи віщування варіюються в залежності від культури і релігії.


ДИВИНАЦИЯ — искусство и дар гадания, μαντική, т.е. τέχνη. Cпособность людей предсказывать будущее посредством возбужденной божественной силы и узнавать волю богов, не пользуясь обыкновенными средствами ума, встречается во всех вообще религиях древнего мира, а в частности у греков и римлян подала повод к возникновению многих своеобразных обрядов и учреждений, находившихся в самой тесной связи со всем бытом этих народов. Вера в сверхестественное основывалась на убеждении, что боги, по присущей им непрестанной бдительности и заботливости, желают открывать свою волю людям. Если исключить способ откровения, состоящий в речи бога, непосредственно обращенной к человеку, как это, по преданию, бывало в древнее мифическое время при сношениях богов с людьми, то для того времени, когда мир богов стал в более отдаленные отношения к миру человеческому, оставались два способа божественных откровений: человек мог получать откровение или в душе, без всяких внешних, чувственных знаков, или же — во сне, при посредстве чувственных знамений, требующих толкования. 

В Малой Азии самыми значительными оракулами были: оракул Аполлона Кларосского близ Колофона и Дидимского близ Милета. Кларосский оракул, по преданию, был основан критянами под предводительством Ракия, женившегося на дочери Тиресия Мантое (Μαντώ, присланной туда из Дельфов; в этом рассказе проявляется связь между кларосским и дельфийским оракулами. В Кларосе пророчествовал жрец; он входил в священную пещеру, напивался там вдохновляющей воды и давал ответы в стихах. Tac. ann. 2, 54. Дидимский оракул, вероятно, также был основан критянами. Hdt. 6, 19. Strab. 9, 421. 14, 634. Первый храм, говорили, построил Бранх, сын Аполлона и родоначальник бывшего там сословия жрецов Бранхидов. Здесь, как и в Дельфах, пророчествовала женщина, которая орошала подол своего платья и свои ноги водой источника и вдыхала выходившие из него испарения. Третий род оракулов составляли оракулы знамений. Сюда относился, между прочим, и оракул Зевса в Олимпии. Жрецы его назывались Иамидами; в более древние времена к нему обращались весьма часто.

Предсказания здесь давались по приметам убитого жертвенного животного и по явлениям, происходившим во время жертвоприношения. Hdt. 8, 134. Strab. 8, 542. Xen. Hell. 4, 7, 2. Подобным образом давались предсказания в храме Йеменского Аполлона близ Фив. Знаменитый додонский оракул (см. Ζεύς, 4) принадлежал к тому же роду оракулов. Здесь предсказания давались по движению листьев священного дуба (φυλλομαντεία), по журчанию источника и по звукам медных чаш. При оракуле на острове Делосе пророчествовали по шелесту священного лавра.

Подобного рода оракулы, способы которых были весьма разнообразны, представляют переход к искусственному пророчеству, потому что здесь уже требовалось истолкование знамений. И при прорицалищах, вроде дельфийского, имело место посредничество искусства, т.к. не сами вопрошающие получали непосредственное откровение, а близкие к божеству, одушевляемые им служители оракула, жрецы, которые воспринимали непонятное профанам откровение и через свое объяснение делали его понятным для вопрошающих. 


Происхождение оракулов скрывается в глубокой древности. Уже Гомер упоминает о додонском оракуле как о вполне установившемся учреждении (Od. 14, 327. Il. 16, 235), а говоря о пифийском оракуле, превозносит его богатство. Il. 9, 104. Этот последний оракул, по-видимому, имел уже тогда политическое влияние. Od. 8, 80. Впрочем, гораздо большее значение оракулы получили со времени владычества дорян; именно с этого времени возвысился дельфийский оракул, так что затемнил все другие, не исключая и додонского. Действию оракулов в это время на образование нравов и политическому влиянию их следует придавать весьма большое значение.

Услуги: дивинация, диагностика, коррекция




изложено 23 декабря 2007 года, 

прямая ссылка http://likagordasky.blogspot.com/2007/12/blog-post_23.html

© likagordasky, 2007
Flag Counter

Комментариев нет:

Отправить комментарий